Направление нуар в кинематографе

Нуар (в переводе с французского «черный фильм») – направление американского кино, возникшее в 40-50-е годы минувшего столетия. Его отличительными чертами стали депрессивная атмосфера, ощущение разочарования, безнадежности, отчаяния и недоверия, присущие Америке времен второй мировой и начала холодной войн. Таким картинам присущи криминальный сюжет, пессимистичный настрой, чувство обреченности, отсутствие явных положительных и отрицательных героев, тусклая подсветка ночных сцен. Женские персонажи здесь коварны, лживы, расчетливы, доверие к ним оборачивается предательством для мужчин.

К единой формулировке явления «фильмы нуар» киноведы пока не пришли. Этим выражением обозначают картины, созданные на голливудских холмах в 1940-1950-е годы и считающиеся образцами нуара в кинематографе. Одни исследователи выделяют это направление в отдельный жанр кино или поджанр драмы. Другие киноведы относят «черные фильмы» к внежанровому феномену, куда входят детективы, криминальные драмы, комедии, вестерны.

Возникновение стиля нуар в кино

Нуар в кинематографе родился из слияния экспрессионизма с американским «крутым детективом» (hard-boiled fiction). Картины этого стиля стали реакцией на кризис тогдашней культуры: их переполняла атмосфера отчужденности, дезориентации и безысходности. Американским обществом 40-50-х годов минувшего века владели страх, отчаяние и уныние, связанные с Великой депрессией, второй мировой и «холодной» войнами, а так же атомной угрозой. Ценности прошлого перестали быть актуальными, а новые ценности еще сформировались. Уверенности в будущем не было. Возникновение нуара стало отражением несостоятельности традиционных ориентиров и упадка в культурной жизни американского общества ХХ века.

Персонажи «черных фильмов»

Главный герой таких картин, как правило, частный детектив (писатель, агент страховой компании, ветеран войны), противостоящий и криминальному миру и обществу двойных стандартов, в котором он жил. Этот человек умеет раскрывать преступления, зачастую он конфликтует с государственными органами правопорядка, его сложно запугать, работа обеспечивает ему небольшой заработок и большой риск при защите интересов клиентов Последние чаще всего используют его в своих подковерных играх в качестве пешки. Однако профессионализм и самолюбие не позволяют детективу сдаться, пока преступление не раскрыто. Одолевая противника, герою приходится играть по правилам общества, где криминал перестал быть противозаконным.

Персонажи «черных фильмов» символизировали не отдельных преступников, а погрязшее в коррупции общество, где богатые и уважаемые люди вели дела с криминалитетом и заангажированными политиками. Герои фильмов нуар демонстрировали двойные стандарты, существующие между официальным правосудием и истинным законом. Так как эти картины рассматривали преступное общество, а не некоторого преступника, государственная машина правосудия не могла судить и карать саму себя. Персонажи фильмов сами становились судьями и законом в тогдашнем «добропорядочном» американском обществе, выбирая меру наказания за совершенные преступления.

Первые картины направления нуар

Классикой жанра и одним из первых фильмов направления нуар стала картина Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» 1941 года.

Мальтийский сокол

В центре сюжета мошенники, которые любой ценой стремятся завладеть раритетной статуэткой мальтийского ордена, и частный детектив, вынужденный вести дело, связанное с мальтийским соколом. Картина включает в себя практически все атрибуты стиля нуар: коррумпированное общество, детектив, не занятый в органах государственного правопорядка, и проводящий частное расследование, а также лживая, расчетливая, двуличная, способная на убийство роковая женщина — искусительница, виртуозно расставляющая капканы сыщику.

Развитие сюжетных моделей жанра

Со временем фильмы нуар эволюционировали до двух основных сюжетных моделей: картины-расследования («Мальтийский сокол»), а также картины-ловушки («Двойная страховка», 1944). В последнем женщина использует любовника, чтобы отправить к праотцам богатого мужа. Здесь обманутый воздыхатель объединяет положительного и отрицательного героя в одном персонаже. Герои обеих картин разительно отличаются от бодрых и оптимистичных персонажей голливудских фильмов предшествующего десятилетия.

Преследуемый

Иногда стилистика нуар выходила за рамки детектива, используя элементы психодрамы (среди которых лучшими картинами считаются «Пленница» (1948), «В уединённом месте» (1950)) или вестерна («Преследуемый» (1947)). Позднее жанровые признаки картин нуар преобразовывались американскими и французскими режиссерами (Печать зла», 1958, Орсон Уэллс; «Стреляйте в пианиста», 1960, Франсуа Трюффо; «Самурай», 1967, Жан-Пьер Мельвиль).

Отличительные черты «черных фильмов»

Характерными чертами фильмов нуар стали:

• Освещение многих сцен тусклое или действие в них происходит ночью;

• Доминирование вертикальных и диагональных линий в кадре;

• Чаще всего актер растворяется в среде, а не выделяется из нее, чтобы сделать акцент на слиянии героев с атмосферой безнадежности и пессимизма;

• Стирание различий между положительными и отрицательными героями;

• Тревога и напряженность передаются спокойными движениями и сдерживанием эмоциональных проявлений актеров в комбинации с нагнетанием атмосферы;

• Запутанность хронологии картины демонстрирует потерю ориентации во времени;

• Мотив воды: мокрые от дождя улицы, дороги, перроны;

• Мотив города: «каменные джунгли» — привычное место жизни персонажей;

• Мотив женского предательства: роковая женщина, хищная соблазнительница, использующая героя, чтобы занять свое место под солнцем. Для нее мужчина лишь средство для достижения личных целей.

Убей меня снова

Из относительно современных работ в стиле нуар, лучшими признаны: «Убей меня снова» (1989), «Последнее соблазнение» (1994), «Подозрительные лица» (1995), «Город грехов» (2005), «Отступники» (2006), «Макс Пейн» (2008), ставшие классикой жанра.

Чем покоряют зрителя мрачные, пессимистичные образы «черных фильмов»: городские джунгли, коварные и двуличные красотки, разочарованные и отчаявшиеся в жизни персонажи? Наверное, тем, что эти герои, преодолевая беспросветность и сложные жизненные обстоятельства, находят в себе силы бороться со злом и оставаться справедливыми.

Вам также может понравиться...

2 комментария

  1. SlayNeko:

    Иногда я могу посмотреть фильмы, но делаю такие просмотры не часто, потому что после них как правило возникает депрессивное настроение, а после фильма хочется получить легкость и позитив.

  2. Белозерова Яна:

    На мой взгляд хорошо что есть такое направление и что оно появилось именно в такой период времени. Именно благодаря нуару мы получили яркие и впечатляющие картины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.