Экшн в киноиндустрии

Проблема в том, что любое кино подчиняется определенным законам – практически невозможно сделать фильм, где экшн занимал хотя бы 50% экранного времени – есть огромный риск, что зритель просто устанет наблюдать за бессмысленным мельтешением на экране. Даже очень сочный, качественный экшн не может увлечь зрителя, если не соблюсти некоторых правил (об этом ниже). Еще одна причина, почему насыщенных, стопроцентных экшенов очень, очень мало (исчезающе мало) весьма банальна – съемки подобных сцен очень дороги. В попытках поставить чистый экшн за три копейки получаются поделки вроде фильма Crank (Адреналин) – хорошая идея уничтожена ужасным кустарным исполнением.

Сегодня ситуация налаживается – человечество накопило опыт, снимая различного рода “классику”, киностудии накопили деньги, научившись ловко продавать кино, и теперь уже в течение нескольких лет наблюдается прекрасная тенденция – синематограф прилагает все усилия, чтобы начать ставить Настоящее Кино – чистый, неприкрытый экшн ради экшена. Боевик ради боевика.

Но часто повторяется одна и та же ситуация – режиссеры обещают выпустить 100% динамичный фильм, без перерыва на проблемы мироздания или раскрытия “темных сторон героев”. И раз за разом обнаруживается, что даже в лучших боевиках чистый экшн занимает чуть более 30% экранного времени. Никто еще ни разу не выходил на 100%, но очень неплохие попытки все же были.

Всех их объединяет одно – в них соблюдены все (или почти все) из Пяти Правил Боевика:

Вот они:

Главное в хорошем экшн фильме – это действие

Хорошие драки, погони, перестрелки есть во многих фильмах. Но. Взять для примера фильм “Матрица”. В фильме есть ровно одна хорошая экшн сцена – вызволение Морфия из плена Смита. Начиная от расстрела охранника свозь газету и заканчивая уходом от пуль на крыше небоскреба. Проблема в том, что ради пятнадцати минут экшена, зрителю приходится смотреть целый полутора часовой занудный фильм с неоригинальными идеями параллельной реальности, плановым предателем, пафосными разговорами за спасение человечества, Киану Ривзом и прочими атрибутами плохого боевика – настоящее наказание. И ради чего? Ради эффектного расстрела плитки в холле небоскреба?
Нет, конечно, эффектные дорогие фильмы с вкраплениями перестрелок и погонь имеют право на существование, но речь сейчас идет про другое.
Настоящий экшн – это укол адреналина в сердце. Поменьше слов, там где этого можно избежать, побольше действия.
Тут же надо отметить, что экшн сцены должны быть сняты качественно.
Да, всем известно, что главная сцена боя уже была снята человечеством – постарался Майкл Ман в фильме “Heat”. Речь идет о сцене уличной перестрелки после ограбления банка. Это – недостижимый идеал, к которому обязан стремится режиссер, снимающий боевик. Эталон, на который ровняются.

Итак. Действия в экшн фильме должно быть много (очень много) и оно должно быть качественно снято. Это правило главное. При его соблюдении фильм будет похож на алмаз, огранив который можно будет получить настоящий “чистый” экшн.

Экшн должен обращаться к эмоциям зрителя

Проблемой многих боевиков снятых в девяностые годы стал уход от стандартной схемы “плохой-хороший”.
Экшн, как и атракцион, не должен заставлять зрителя думать, это глупо. Сложно представить себе “супер-восемь”, где перед очередным крутым спуском человеку предлагают сыграть в шашки или собрать кубик-рубик.
Раньше, в боевиках все было просто. Вот протагонист. Он отважен, решителен и циничен. Вот – антагонист. Он отважен, решителен и циничен, но он сделал что-то плохое. Взял людей в заложники, украл дочь или убил друга протагониста, хочет взорвать планету Земля. Неважно. Главное – есть плохой, а есть хороший. Ловко сняв те или иные действия плохого или хорошего, режиссер может вызвать у зрителя любые эмоции – от ненависти до обожания.
Чем гнуснее злодей, тем больше желание зрителя увидеть над ним расправу. Человек кровожаден и эмоционален. Это и надо использовать в кино (только в кино, замечу от себя).
Что может быть паскуднее, чем мразина, которая хочет убить новорожденного ребенка? И что может быть благороднее, чем желание Героя спасти его?
Зачем изобретать велосипед? Зачем все эти “злодей раскаялся и вступил на путь истинный”? Или, что еще хуже концепция “плохой он не потому что плохой, а потому что общество/окружение/родители сделали его таким, он не виноват”. Зачем нести эти сложные вещи в боевики? Это убивает экшн.
Правильная схема – гнусный злодей и благородный герой. Картонные персонажи, без бестолковых попыток все усложнить.

Итак. Зритель не должен думать, он должен чувствовать. Думать надо над вещами другими. Читать Шопенгауэра или писать книги. Или, если речь о кино, смотреть Фон Триера. Экшн имеет другую задачу – расшевелить эмоции, стимулировать выброс адреналина в кровь.

Экшн будет выглядеть глупо, если зрителю будет не ясна мотивация.

Весьма распространенный косяк. Взять, например, фильм “Особо опасен”. В фильме есть все, что нужно шедевру – погони, перестрелки, пули, летающие по дуге и даже голая Анджелина Джоли. Но. Совершенно непонятно, какого черта там происходит и зачем. Главный герой, как слепой котенок, повинуясь шальной мысли сценаристов творит одну фигню за другой. Что? Почему? Что им всем нужно? Неясно ничего. Никакой логикой не возможно объяснить происходящее на экране и фильм из хорошего экшена превращается в бессмысленный набор крутых специальных эффектов.
А вот возьмем противоположный пример – фильм “Расплата” про упрямого негодяя Портера в исполнении Мела Гибсона. Режиссер сразу поясняет зрителю задачу, которая стоит перед протагонистом. Ему надо вернуть деньги, а движет им месть. Все. Все понятно. Дальше фильм следует строгой логике, зритель понимает что делает герой и зачем. Это увлекает, это заставляет думать: “Что же дальше? Дойдет ли он до цели? Как ему удасться выпутаться из очередной засады?”

Итак. Без мотивации боевик превращается в кашу. Понятная же зрителю мотивация заставляет погрузиться в действие и заставляет сопереживать герою.

Экшн без юмора – это нонсенс

Человек, который катается на американских горках истошно орет и крик заменяется смехом. В этом суть – страх и веселье – вот две главные составляющие хорошего аттракциона. Не исключение и фильмы-экшены.
Рассказывать особо нечего. Практически не бывает хороших “чистых” экшенов в которых нет килотонн термоядерного юмора.
С другой стороны, на первом месте хит-парада “10 лучших экшн фильмов” (который будет опубликован на днях) совершенно не смешной фильм. Но это исключение.
Хотя, если разобраться, юмор – это хорошее дополнение к боевику, которое может скрыть некоторые его недостатки. Все же веселье – достаточно сильная эмоция, которая может восполнить недостаток адреналина.

Фильм не должен быть детским

При всем желании, невозможно сделать сумасшедший, крутой боевик, постоянно оглядываясь на рейтинг PG-13. Многие хорошие фильмы пали жертвой стремления продюсеров заработать денег и снизить возрастное ограничение на свои фильмы.

Итак.

1. Экшн ради экшена, качественная постановка.
2. Зрителем должны владеть эмоции, думать он практически не должен.
3. Грамотная мотивация.
4. Юмор.
5. Боевик не должен быть детским.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.