Перебивка (cutaway, C.A.) Склейка на сторону — разрыв последовательного действия путем вставки стороннего, отвлеченного кадра. Проше говоря, отвлечение зрительского внимания. Используется для регулировки общего темпоритма картины и скрытия неудачных дублей при монтаже. Как отдельный художественный прием П. использовались в ранних фильмах ужасов (например, крупный план ножа перед ударом и т.п.). (C) Генрих Лиговский
Перебивка помогает не только состыковать два разных плана, она также позволяет дополнить образ и создать атмосферу. Например, вы показываете комнату героя. Перебивки: старинные часы, грамоты, чудные статуэтки, только один вид растений (кактусы) — все это помогает создать атмосферу и раскрыть образ персонажа.
«Сплошь и рядом авторы сюжетов телеинформации едва успевают примчаться на место и “урвать” у реальной жизни несколько документальных планов, в которых содержится информация о событии. И нередко часть этих планов (а то и все!) оказывается немонтажной. А то и текстовая информация требует потом, в подготовке материала к эфиру, такого хронометража, который возможен только при монтаже, “состыковке” нестыкующихся планов. Для того чтобы монтаж все-таки состоялся, телевидение давно уже “ввело” ставшее профессиональным понятие ПЕРЕБИВКИ.
Слово найдено довольно точное, ибо задача “перебивки” – перебить несоответствие двух стыкующихся планов. Перебивка, как правило, нейтральна, хотя изобразительно должна иметь, так сказать, некое родство с местом действия, временем, героями сюжета и т.п. Оптимальной (а порой даже определяющей художественно-образной чертой документального сюжета) становится перебивка тогда, когда выполняет функции выразительной детали
Запомним только, что перебивочный план, являясь вроде бы “технологическим” средством (каковым, к сожалению, чаще всего и воспринимается в практике телевидения), все-таки пусть косвенно, но ВСЕГДА участвует в формировании содержания, устраняя временные и пространственные несоответствия между планами, которые это содержание выражают. Именно поэтому, когда перебивка содержит в себе долю изобразительно-смысловой информации, которая уже заключена в соединяемых планах, она перестает быть “технологическим средством” и становится компонентом сюжетной линии. Место действия, обстановка, окружающая “героя”, – самый естественный и очевидный материал, в котором можно найти необходимые монтажные компоненты перебивочного плана. Но следует всегда помнить, что содержательная суть “перебивки” должна быть производной, подчиненной по отношению к происходящему в документальном сюжете.»
Цитата из книги Саруханов В.А. АЗБУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Автор перевода на русский язык и озвучания: hdslrus