В первое десятилетие существования кинематографа появился такой вид фильмов, как «немое кино» – трансляция без звука. Из-за недостаточного технического оснащения для синхронизации изображения и звука пришлось снимать «немое» кино. По сравнению с этим все остальные ограничения не столь важны, например, цвет. Если сравнить детские автокресла с концепцией «немого» кино, то первые были изобретены в основном для безопасности детей, отвергая второстепенные функции: дизайн или цвет, то же самое произошло и с кинематографом.
Отсутствие звука как такового подтолкнуло людей к решению этой проблемы посредством оригинального изобразительного ряда. Из-за существующей проблемы и появилась так называемая «немая» школа, которая предполагала излагать сюжет с помощью монтажа, затем появились титры, а новый вид актерской игры стал называться пантомимой.
В 1920-х годах «немое» кино начинало развиваться довольно быстро. Благодаря этому и увеличилось количество художественных средств, что дало толчок ко многим видам развития кинематографа. Здесь особо следует выделить такое направление, как немецкий киноэкспрессионизм. Его яркими представителями стали Ф. Ланг, Ф.Мурнау, П.Лени. Американская школа повествования представлена Д. Гриффитом, Т. Инсом. И естественно, советская школа художественно-документального кино – представитель Д. Ветров.
Специфика немых фильмов заключается в использовании титров в огромном количестве. Титры – это текстовые ставки, которые объясняют воспроизводимый на экране сюжет фильма. Они комментируют все, что происходит в аудитории, и воспроизводят тексты, произносимые героями. Титры возникли не сразу, и функции их довольно существенно изменялись в течение последнего времени. С самого начала интертитры были использованы как заглавие отдельных частей монтажа или как замена звуку. Они излагают сюжет и связывают отдельные части между собой. За довольно продолжительное время титры стали неотъемлемой частью фильма, которые были наполнены важным материалом и были оформлены.
Из-за увеличения количества художественных средств в кинематографе стало возможным создавать уникальные фильмы полного метража, не используя титры. Характерной чертой этого можно назвать немецкую «камерную драму», пример – фильм «Последний человек» Мурнау.
Несмотря на развитие кинематографа, одинаковую популярность имели как «немое» кино, так и художественное. Кстати, это противостояние продолжается и до сих пор. В современном мире довольно крепко укрепилось мнение, что само по себе «немое» кино неинтересно и примитивно. Причина такого мнения заключается в том, что фильмы в ХХ веке специально воспроизводились с определенной скоростью. Например, если фильм был снят со скоростью 16 кадров в секунду, то воспроизведение шло 24 кадра в секунду. Да и большое количество фильмов дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Что-то было испорчено полностью, что-то частично. Вскоре звук стал важной частью, но это произошло только после введения в США, СССР и Германии подходящего сопровождения звука для большей аудитории. Эксперименты над кино закончились и ушли в прошлое. Начиналась эра кино со звуком.
Хотя «немое» кино для некоторых остается примитивным, но оно до сих пор притягивает своей непосредственностью, в частности из-за того, что принадлежит к эпохе декаданса и сумасшедшего романтизма. Несмотря на то что лента недостаточно совершенна технически, но в «немом» кино не присутствует распространенных в современном мире штампов или стереотипов, которые идут уже по проторенному пути. Так как «немое» кино единственное в своем роде, то его можно назвать законодателем основных сюжетов. И о нем можно вспоминать только с любовью и нежностью из-за ушедшего вида кинематографа в далекое прошлое.
Современное кино со звуком можно назвать более примитивным, нежели «немое». Так как в последнем актеры умудрялись передавать эмоции посредством мимики, жестов и профессиональной актерской игры. В современных фильмах такую ответственность на себя берет звук, выполняя большую часть работы. И игру актеров в «немом» фильме стоит оценивать гораздо выше. Ведь они могли передать всю энергию, эмоции, сюжет, заставляя зрителей сопереживать и волноваться вместе с героями. Самыми известными актерами «немого» кино стали Грета Гарбо, Вера Холодная и Пола Негри. Они профессионально передавали счастье и горе, грусть и печаль, отчаяние и страсть, при всем при этом не используя слов. Скорее всего, именно отсюда пошло сравнение «немого» кино с балетом. Ведь именно здесь движения заменяют и передают эмоции, задевая самые чувственные струны души. Слова могут сделать гораздо меньше, чем действия.